Список документов
Основные векторы модернизации системы образования Казахстана, направленные на обеспечение качественного и доступного образования для всех

« Развитие образования должно стать платформой,

на которую будет опираться будущее экономическое,

политическое и социально-культурное процветание страны».

ГПРО на 2011-2020 годы

 

Глава государства Нурсултан Абишевич Назарбаев в своем Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана» стратегической задачей построения эффективного общества на современном этапе обозначил модернизацию системы образования. Будущее современной цивилизации зависит не только от уровня технического прогресса и экономического роста. Оно все больше определяется ролью личности, готовой решать главные социально-экономические проблемы. Ведущим фактором в реализации этой глобальной задачи является система образования.

Система образования Республики Казахстан находится сегодня в фазе глубоких преобразовательных процессов. Организационной основой государственной образовательной политики является Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы (Указ Президента РК №1118 от 7 декабря 2010года), которая определяет Казахстан образованной страной, с умной экономикой и высококвалифицированной         рабочей

Для этого процесса  характерны поиск новой парадигмы образования, создание современной системы оценки его качества,
совершенствование стандартов образования, требований к уровню подготовки выпускников учебных заведений, появление различных типов учебных заведений разных форм собственности, информатизация образования и внедрение новых технологий обучения, активное привлечение негосударственных источников  финансирования образования.

В соответствии с ГПРО на 2011-2020 годы определены основные направления модернизации и развития системы образования:

 

1.    Развитие дошкольного образования.

Программа "Балапан" включает в себя развитие дошкольного образования и воспитания детей. Основная цель этой программы увеличить число детей, которые будут ходить в детские сады и дошкольные учреждения. Программа "Балапан"  планирует охватить 100% всех детей из городских и сельских местностей. Также планируется и ведется: строительство новых детских дошкольных организаций за счет республиканского бюджета, а также мини- центров или частных детских садов во всех регионах страны.

В нашем колледже по программе"Балапан" с 2011 года переподготовлено и выпущено уже 380 работников дошкольного образования, в этом учебном году планируется выпустить еще 95 человек. 

2.    Повышение квалификации педагогических работников.

 Для совершенствования системы повышения квалификации и качественного профессионального развития педагогов на основе трансляции корпоративного управления и мирового опыта внедряется новая система повышения квалификации педагогических кадров по уровневым программам.

  Охвачены     новой    трехуровневой    системой     повышения     квалификации  учителя общеобразовательных школ и директора  школ.   Создание   эффективной   системы   мониторинга по     итогам     прохождения     курсов     повышения     квалификации     обеспечит профессиональное    развитие    и    карьерный    рост    учителя    и    руководителя организации образования.

С 2012 года проводятся Республиканские конкурсы «Лучший педагог», вручаются денежные сертификаты(1000 кратный месячный расчетный показатель), а также  съезды учителей-предметников и создание их ассоциаций. Приятно, что в 2014 году наш преподаватель Бекентаева С.Б. завоевала Гран-при конкурса «Лучший педагог» .

 Обеспечен    высокий    уровень    преподавателей    колледжей    с    высшим образованием (95,9% человек). При этом качественная и эффективная реализация заявленных проектов данного уровня образования требует привлечения к процессу преподавания  мастеров производственного обучения,  работающих в реальном секторе экономики.

 В нашем колледже 83%преподавателей с высшим образованием, из них – 6 Магистров.

Увеличен показатель качественного состава ППС вузов. Тенденция роста качественных показателей системы высшего образования способствует повышению конкурентоспособности казахстанских вузов.

 

3.     Введение электронного образования. Проект «E-learning».

В Казахстане запущен с 2012 года проект электронного обучения. Во многих учебных заведениях страны проходят онлайн уроки. Электронное обучение внесено в реестр национальных информационных систем. Е-Learning - это масштабный проект, включенный в Государственную программу развития образования Казахстана на 2011-2020 годы. Его цель - обеспечение равного доступа всех участников образовательного процесса к лучшим ресурсам и технологиям. За три года работы на него потрачено более 150 млн. долларов.

Но есть трудности.  В ноябре 2014 года депутат Мажилиса Парламента Дарига Назарбаева высказала мнение на заседании Комитета по социально-культурному развитию, что система образования не готова к внедрению проекта e-learning, т.к. необходимо говорить об учебниках и электронном способе подачи материала на уроке, а не  о журналах, дневниках и посещаемости учеников.

4.     Модернизация высших учебных заведений.

Уже действуют новые правила присвоения квалификаций для высших учебных заведений, а именно, поставлены нормативы для вузов с целью определения их категории, их  6 (национальные исследовательские университеты, национальные высшие учебные заведения, исследовательские университеты, университеты, академии и институты), в присвоении академических званий (доцент, профессор) внесены изменения.  Внедряется  система  корпоративного управления в вузах — создании наблюдательных и попечительских советов.  Продолжается оптимизация вузов, начатая по поручению Главы государства. Оптимизация  направлена на повышение качества и статуса высшего образования в Казахстане за счет повышения базовых требований и избавления от слабых вузов.

 Следует сказать и о другом, во многом также кардинальном, шаге Министерства образования. Это переориентация президентской программы «Болашак». Ранее программа была направлена на подготовку в зарубежных вузах бакалавров. Теперь же в Казахстане сами научились их достаточно хорошо готовить. Поэтому программа «Болашак» теперь ориентирована на подготовку специалистов высшего уровня — магистров и докторов PhD, а также на стажировку специалистов.

 

5.    Модернизация профессионально-технического образования.

Серьезным управленческим новшеством стало повышение базовых требований к техническому и профессиональному образованию по уровню подготовки и практики студентов колледжей, а также внедрение дуальной системы обучения по поручению Главы государства.

Повышение требований к средним профессиональным учебным заведениям было нацелено на решение поставленных Президентом задач, в первую очередь на обеспечение экономики конкурентоспособными специалистами и, как следствие, на рост качества рынка труда.

Министерство выдвинуло требования: повышать реальное трудоустройство, переходить  к подготовке технических специалистов, искать для учащихся места производственной практики. В свою очередь предприятия, включающиеся в дуальную систему, также должны теперь взять на себя серьезную часть затрат на обучение. Колледжи, техникумы теперь конкурируют между собой  реальным качеством предоставляемых знаний.

Создание независимой системы подтверждения квалификации стало следующим важным инструментом, позволяющим отслеживать и повышать качество образования. Сертификация выпускников колледжей и вузов объединениями работодателей должна, по замыслу, обеспечить независимую профессиональную оценку подготовки специалистов.  Продолжается разработка профессиональных стандартов обучения с участием работодателей.

6.    Инновации в среднем образовании.

·       12-летнее образование

Планировалось, что казахстанские школы начнут переходить на 12-летнее образование поэтапно с 2015 года.

Министр образования и науки Аслан Саринжипов отметил, что переход на 12-летнее образование в казахстанских школах, согласно недавнему поручению Главы государства, будет продолжен. "Мы будем двигаться в сторону 12-летнего образования, но, как поручил Президент, этот переход будет осуществляться в рамках 11-летнего образования плюс год предшкольной подготовки. На сегодняшний день программа предшкольной подготовки охватывает у нас 95 процентов всех детей в возрасте 6 лет, и мы пойдем по пути улучшения, модернизации именно программы предшкольной подготовки. Это будет некая формула: 1 + 11. До конца года мы подготовим новый стандарт, который будет включать 11-летнее образование плюс год предшкольной подготовки", т.е. предшкольную пдетей включат в стандарт 12-летнего образования,  а также планируют внедрить пятидневку для первоклассников.

·       Сеть Интеллектуальных школ Первого Президента. В 2012 году начата работа по трансляции передового педагогического опыта как внутри сети Интеллектуальных школ, так и для всех общеобразовательных школ Казахстана.

·       Важным шагом в сторону прозрачности и подконтрольности учреждений образования стало введение подушевого финансирования школ.  Это пока только эксперимент, начавшийся с сентября 2013 года,  но как выразился Президент страны Н. А. Назарбаев,  «деньги должны следовать за учеником». Если финансирование прямо зависит от количества детей, значит, школам придется конкурировать между собой, бороться за учеников, чтобы получать большее финансирование. А конкурировать можно, только повышая качество обучения, то есть прилагать дополнительные усилия, расти профессионально.

·       Полиязычное  и иноязычное образование

Важнейшей стратегической задачей образования Казахстана является, с одной стороны, сохранение лучших казахстанских образовательных традиций, с другой, обеспечение выпускников школ международными квалификационными качествами, развитие их лингвистического сознания, в основе которого – овладение государственным, родным и иностранными языками. В Казахстане уделяется очень большое внимание изучению языков народов, населяющих эту страну. Здесь казахский язык является государственным, а русский язык – язык межнационального общения. По государственной программе учебники нового поколения издаются в стране на шести языках: казахском, русском, уйгурском, узбекском, турецком и немецком. Иностранные языки изучаются во всех школах. Если учесть, что обучение осуществляется на государственном, казахском, и языке межнационального общения, русском языках в школах, колледжах и вузах, а в учебных планах всех учебных заведений предусмотрено изучение, кроме русского, еще, как минимум, одного иностранного языка, то можно говорить, что в Казахстане уже сформировалась двуязычная ситуация и имеется тенденция полиязычного образования.

По поручению Главы государства, начиная с 2013 года, в школах республики с 1 класса вводится изучение английского языка. Уже через 5 лет эти школьники начнут изучать уже дисциплины на английском языке. К тому времени необходимо подготовить квалифицированные кадры для осуществления такой работы. Новая модель образования будет строиться на трех языках. Именно такую задачу перед казахстанцами ставит Глава Государства в ближайшей перспективе.

 

·       Национальная система оценки качества образования

Одной из наиболее актуальных задач в сфере образования, стоящих перед обеими странами, является создание современной системы оценки его качества. К настоящему времени важнейшими компонентами этой системы являются: 
- в Республике Казахстан - единое национальное тестирование (ЕНТ), промежуточный государственный контроль (с 2012 года заменен на внешнюю оценку учебных достижений), комплексное тестирование абитуриентов, лицензирование, аттестация, аккредитация, рейтинг и другие. 

Отличительной чертой государственной аттестации организаций образования является то, что тестовые задания для оценки знаний обучающихся разрабатываются в Национальном центре тестирования, проводят данный вид государственного контроля территориальные департаменты Комитета по контролю в сфере образования и науки РК Министерства образования и науки РК. К осуществлению контрольных функций департаменты Комитета по контролю в сфере образования и науки РК приступили с апреля 2012 года. Всего по стране действуют 16 территориальных департаментов Комитета по контролю в сфере образования и науки РК Министерства образования и науки РК.

Остальные виды государственного контроля осуществляются по иной схеме: за формирование базы и проведение тестирования ответственность несет Национальный центр тестирования. С апреля 2012 года в организации тестирования принимают участие территориальные департаменты Комитета по контролю в сфере образования и науки РК.

До 2012 года в РК на уровне высшего и среднего образования проводился промежуточный государственный контроль (ПГК). С 2012 года в РК на уровне высшего и среднего образования проводится мониторинговое исследование в форме внешней оценки учебных достиже­ний (ВОУД).

Результаты всех видов государственного контроля используются для при­нятия управленческих решений управлениями организаций во всех регионах РК, для совершенствования инструментария измерения, для совершенство­вания учебных программ и учебников.

·       Участие в международных исследованиях

В сфере образования политические решения должны основываться ,прежде всего на анализе информации о тенденциях динамики качества и доступности образования, что делает необходимым обращение к результатам независимых измерений. 
Следует отметить, что документы, определяющие стратегию развития национальных систем образования в Казахстане, в последние годы все больше опираются на такие результаты. Исходя из анализа достигнутых значений результативности, в этих документах формулируются новые задачи и целевые ориентиры. Например, план мероприятий на 2011-2015 годы по реализации Государственной программы развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы содержит следующий индикатор:

результаты учащихся казахстанской общеобразовательной школы в международных сравнительных исследованиях PISA (50-55 место), TIMSS (10-15место). 
Однако на территориальном уровне (области, города, района) такой подход при разработке стратегических решений еще должен получить необходимое признание. 

·       Национальный план действий по развитию функциональной грамотности школьников на 2012–2016 годы

Данная задача актуализируется в процессе вхождения Казахстана в число 50-ти наиболее конкурентоспособных стран мира. В условиях решения этой стратегически важной для страны задачи главными функциональными качествами личности являются инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все данные функциональные навыки формируются в условиях школы.
      Общие ориентиры развития функциональной грамотности определены в Государственной программе развития образования Республики Казахстан на 2011 - 2020 годы, одной из целей которой являются формирование в общеобразовательных школах интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина Республики Казахстан, удовлетворение его потребности в получении образования, обеспечивающего успех и социальную адаптацию в быстро меняющемся мире.
     

·       Инклюзивное образование 

-  это процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Согласно ГПРО на 2011-2020 годы в 3030-ти школах будут созданы условия для равного доступа к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями, доля школ, создавших условия для инклюзивного образования, должны увеличится до 70% от их общего количества.

Доля детей, охваченных инклюзивным образованием, от общего количества детей с   ограниченными возможностями в развитии составит в 2015-25%, а в 2020-50%.

В связи с этим в стране возникает острая необходимость  в обучении будущих педагогов методике инклюзивного образования. Перед нами стоит важная задача подготовки  будущих педагогов в условиях инклюзивных школ. 

 Таким образом, в Казахстане на достаточно высоком уровне реализован принцип доступности образования. Приоритетным направлением казахстанского образования является обеспечение его конкурентоспособности в мировом контексте, определяемого главным образом высоким уровнем качества. Именно на повышение качества направлен процесс модернизации системы образования страны.

Безусловно, запланированы и внедряются,  достаточно непростые новации, но это явно не реформы ради реформ. Каждая из них основана на четкой постановке целей и на ясном понимании ожидаемых конечных эффектов. А значит, будет и конкретный результат.

Автор: Виссарионова Е.Н., преподаватель психологии, магистр
Просмотров: 5351
Дата создания: 17 Июня 2015 г.
Дата редактирования: 17 Июня 2015 г.
www.egov.kz
Опрос